Игорь Черепанов: «Если бы я был заказчиком, я бы работал только с агентством!»Игорь Черепанов в основном согласен с автором статьи. Но и у него есть немало «мыслей по поводу», которыми он решил поделиться. Я согласен с Артемом Шутовым в том, что коллектив, работающий над заказом – это преимущество агентства. Фрилансер – это яркая индивидуальность, это мозговой штурм на уровне одного человека, это вспышки и озарения… А работа над созданием упаковки – это повседневный профессиональный труд. Например, когда нашему агентству заказывают упаковку (что происходит нечасто), мы тут же связываемся с технологом, описываем задачу, выбираем подходящие варианты… Фрилансер тоже, конечно, все это делает, но САМ. А в агентстве и для этого есть специальные люди. То есть, дизайнер, который работает в агентстве, не отвлекается на всевозможные «оргмоменты». С клиентом также должен работать специально обученный человек, менеджер. Это его специальность. А моя специальность – все, что угодно, только не общение с заказчиками. Причем, по моим наблюдениям, если клиент не может выстроить коммуникацию с менеджером – правильно заполнить техзадание или не доверяет – это означает, что мы его так и «не возьмем». Общение с дизайнером в таких случаях, как правило, не помогает. Если уже дошло до того, что он говорит менеджерам: «Пустите меня к дизайнеру, я ему сам все объясню» - он, как правило, не знает, чего хочет. Хотя я думаю, что упаковку заказывают более «цивилизованные» люди, потому что до дизайна упаковки надо «дорасти» - создать производство, какой-то товар, который надо упаковать. То есть, это крупный заказчик, а не просто продавец услуг или директор какой-то забегаловки, который может потратить свое время на то, чтобы сидеть с дизайнером. (Более подробно свои размышления о заказчиках, макетах, взаимоотношениях в рекламном агентстве и о конечном результате Игорь изложил в статье «Мы с вами по разные стороны баррикад!», http://www.mpilot.ru/analitics-view-181.html). По поводу поисков дизайнера. Готовить дизайнера внутри агентства – это, пожалуй, единственный выход. Вот у меня, скажем, опыт работы несколько лет. Но это опыт работы в разных областях – и в наружке, и полиграфии, и в том числе – с упаковкой. В большинстве своем это были разовые заказы, причем некоторые из этих работ (хотя и немногие) я и показать-то стесняюсь. Именно потому, что это были случаи, когда заказчик был допущен ко мне напрямую, он раз за разом приходил и тыкал пальцем в экран: вот тут надо сделать так, а вот тут – так». И в результате получилось то, что ОН себе представил в голове. А я работал чисто приложением к компьютеру. Такая работа никакого смысла не имеет, для этого дизайнер не нужен вообще. Дизайнеру упаковки нужно до половины своего рабочего времени проводить с технологами. Потому что в этом деле так много мелочей, которые напрямую влияют на дизайн. Другое дело, если функция дизайнера заключается только в том, чтобы сделать эскиз и передать его другому человеку (я даже не знаю, как его назвать), который будет этот эскиз, что называется, «доводить»: делать треппинг, подгонять цвета, всякие допуски и посадки… То есть, из эскиза делать макет. Дизайн упаковки – это очень непросто. При выполнении такого заказа зачастую требуется фотограф или иллюстратор, и здесь у агентства также бОльший выбор. А фрилансер будет искать среди своих знакомых, и он найдет, конечно, человека, который за это возьмется, но будет ли это подходящий человек? Проблема фрилансеров еще и в том, что они чаще всего (не все, конечно!) берутся за все подряд. То есть, они далеко не всегда решают творческие задачи. Или пытаются решить задачу известными им, а не оптимальными средствами. Фрилансер владеет каким-то набором инструментов. Он говорит себе: я профессионал. Это значит, что я решаю любые задачи на профессиональном уровне. И он идет и решает. Но средства его ограничены. Тут еще такой момент: дизайнер всегда должен учиться, а фрилансеру приходится учиться только за свой счет (тратить свое время и свои деньги). Вот и получается, что очень многие фрилансеры в плане знания технологии и программного обеспечения сильно уступают дизайнерам, которые работают в конторах и учатся за счет работодателя. И работодатель идет на это, потому что он каждый день ставит перед дизайнером десятки разных задач. Фрилансер может выбирать, я – нет. Зато я могу сказать руководителю, что я чего-то не умею, и тогда уже директор будет решать – отдавать эту работу другому дизайнеру или обучать меня. Обучение персонала можно и нужно организовывать собственными силами, особенно если это крупная организация. Я думаю, что это даже выгоднее, чем нанимать готового высококлассного специалиста. Потому что под него надо будет и заказы искать специально, учитывая и специализацию, и уровень. А молодого можно обучать параллельно и полиграфии, и вебу, и еще чему-то, причем под конкретные задачи… Вкладывать деньги и получать отдачу. Конечно, фрилансер наверняка подойдет к решению стоящих перед ним задач гораздо более творчески, к нему и идут люди, настроенные на работу именно с таким человеком. Им нравится его стиль, его индивидуальность. Но так ли это востребовано при дизайне именно упаковки? Здесь, мне кажется, гораздо важнее знание рыночных механизмов, аудитории потребителей и т.д. Трудно представить себе фрилансера, бегающего и собирающего таргет-группу. А если он нанимает для выполнения поставленных задач целый коллектив единомышленников – то не есть ли это то самое агентство? Если бы я был заказчиком, я бы работал только с агентством. Игорь Черепанов, дизайнер
|